Общемировой тренд в отношении ИТ-служб — вывод за пределы основного бизнеса. Первым шагом в этом процессе становится переход к модели инсорсинга ‑ ИТ-услуги предоставляются независимым подразделением компании. Независимость — означает собственный ИТ-бюджет, тактические и стратегические цели и планы развития, управленческий учет
ИТ-службы многих компаний начинаются с другой модели — внутреннего обслуживания. Здесь отношения ИТ и бизнеса зависят, как от уровня зрелости ИТ-служб, так и от управленческих талантов ИТ-директора. Одни ИТ-шники будут ходить к директору/бухгалтеру за средствами на каждую отдельную мышку/клавиатуру и долго обосновывать необходимость тех или иных расходов. Другие в хорошие годы смогут позволить себе лишних сотрудников, новые сервера и редко используемые ИТ-системы. Впрочем, избыток ресурсов тоже не всегда благо — самые непонятные затраты бизнес сокращает в первую очередь, причем гораздо радикальнее, чем это необходимо.
Переход к инсорсингу — шанс вывести зрелость ИТ-службы на новый уровень и прежде всего возможность уравнять в правах ИТ и бизнес подразделения. В основе инсорсинговой модели — бюджетирование расходов отдельных подразделений в обмен на четко оговоренные уровни сервисов (SLA). Конечно, пока ИТ-подразделение находится в рамках организации, биллинг будет виртуальным. Однако, сам подобный подход наглядно показывает, где именно в организации находится центр затрат.
На основе результатов работы ИТ-служба строит собственную управленческую отчетность, показывающую доходы и расходы, как по бизнесу в целом, так и в расчете по отдельным подразделениям. Общая работа ИТ-службы оценивается на основе различных показателей эффективности. В результате бизнес получает объективную картину источников затрат на ИТ, а также может отслеживать результаты инвестиций в ИТ-проекты.
Сложнее всего внутреннему подразделению обосновывать вложения в развитие ИТ-служб в том числе:
- Обучение ИТ-специалистов
- Создание системы сервис-деск
- Внедрение систем повышающих эффективность работы ИТ: удаленное управление автоматизированное развертывание, стандартизация рабочих мест
и т. п.
В инсорсинге, подобные проекты получают прозрачное финансовое обоснование, а их результативность легко оценивается по изменению KPI.